Doppiozero 2022

«Миша Масленников, фотографирующий степь»
Рецензия на выставку «Донская степь» в журнале Doppiozero
Колумнист — Карола Аллеманди

Ho scoperto la fotografia e lo sguardo di Misha Maslennikov durante il festival di fotografia etica a Lodi, quest’anno. Era stato esposto il lavoro “The Don Steppe”, riassunto in sole 14 immagini. L’occhio di Misha vede ciò che non si può dire, e rende visibili quegli elementi originari da cui l’uomo stesso deriva: lo spazio, l’infinito, il bianco, l’ombra. Grazie a una pulizia formale e una raffinatezza nelle inquadrature che gli sono proprie, pare compiere il suo gesto profetico con leggerezza incomprensibile, quasi angelica. L’infinito spazio che gli uomini che vivono nella steppa hanno negli occhi e portano in giro con sé rivive e si riflette nelle immagini che Misha cattura per fissarle per sempre.

Il bianco e nero e la sintesi estrema sono gli strumenti compositivi che maggiormente risuonano nel suo modo di fotografare, rendendo le immagini delle vere e proprie casse di risonanza capaci di creare un’eco infinita, riuscendo a colmare coi suoi riverberi lo spazio vuoto e sterminato che gli si stende attorno.

Carola Allemandi / Torino, Italia,www.instagram.com/carolallemandi
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Сегодня многие понимают Россию как сложный и трагический театр, эпицентр столкновения, которые нам всё ещё трудно определить и объяснить. Вот почему созерцание другой России, изображённой десять лет назад, вызывает эффект временнó‎го и пространственного смещения. Серия «Донская степь» Миши Масленникова, представленная сегодня в Лоди на Фестивале этической фотографии, хочу подчёркнуть эту мысль, заставляет осознать реальность, пространство, состояние жизни. Русская степь для Масленникова — синоним бесконечности, а для определения бесконечности необходимо установить границы на линии горизонта, позволяющие понять пространственный размах, простирающийся перед нами.

Одинокие мужчины, редкие дома, деревья и лошади — персонажи многовековой сказки, истинные пережитки истории, носители смысла того, что мы читаем у Чехова или Лескова. Так, в доме человека, отмеченного печатью усталости от ежедневной работы, который, как гласит надпись, готовит чай для гостей, можно без особого удивления ожидать литургический иконостас в красном углу и понять, что время действительно может остановиться и не замечать того, что уготовано всем остальным. Серия, представленная здесь всего четырнадцатью изображениями, это черно-белые снимки, сделанные примерно в 2010-м году, очевидно на пленку, учитывая выразительную зернистость отпечатков.

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Встретить человека в степи — значит в несколько мгновений охватить её протяженность — простой и непосредственной пропорцией, — как, кажется, хочет сказать нам дама с распростертыми руками и улыбкой, достойной Лартига. И, если верно то, что с помощью фотографии стало возможным продемонстрировать существование мгновения, момента настоящего и памятного, конкретного и разделяемого с другими людьми, тогда верно и то, что бесконечное также может быть постигнуто в мгновение, и таким образом запечатлено, выражено, передано.

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

В степи, вместо холодного, преобладает чистый белый цвет, непременно закамуфлированный в серый на отпечатках, тот нейтральный символ, к которому нужно привыкнуть, даже достигнув полностью заснеженного Дона. Белый цвет степи — будь-то снег или небо, становится, таким образом, достойным погребальным саваном, подлинным арбитром и пророком, способным похоронить даже то, что ещё вчера казалось привычной стихией. Возможно, в этом и заключается смысл произведения, настолько невосприимчивого к словам, где язык едва ли может соперничать с истинной безбрежностью. И в образах, таких тихих и молчаливых, белое становится афазичным, как те, кто его видит, и те, кто в нём живёт.

Работая путем синтеза, фотография требует постоянной жертвы, в ней легкие аффирмации отменяются. Если аффирмации остаются, это подразумевает отбрасывание всей реальности так, чтобы уцелел лишь её фрагмент, и то, больше похожий на клочок тела, подобранного после того, как его бросили на растерзание львам. Такими предстают обитатели степи, переживающие всеобщий поток, поглотивший большую часть неведомого им мира, живущие в состоянии блаженной разлуки со всем остальным, дважды выживающие в этих образах.

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Масленников входит в степь, как в пустыню, а в степи даже дети могут быть тотемами, погребёнными, на этот раз не белым снегом, а водой, пока она не замерзла.

Ребёнок смотрит и молчит устами, которых не видно, прикрытыми, как вся земля. Уста земли — это её молчаливые обитатели, покрытые белилами и трудолюбием; а те из них, кто каждый день просыпается от этого белого в степи, — это ежедневные Пасхи, как у Римского-Корсакова в «Светлом Празднике», но по которым ни один ангел не возвестит: «Воскресе!».

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Входя в безграничное пространство, всё становится иносказательным, где реальность предстаёт в виде проблесков и миражей: будь-то повозка, везущая дрова или лестница, ведущая к реке, или редкие человеческие фигуры, которые как зеркала, напоминают нам, как мы сами выглядим снаружи, рассеянные по земле. Любопытно наблюдать, как в путешествии по степи, куда ведет нас Масленников, мы изредка заходим под кров какого-нибудь жилища: попить чаю, поесть или побывать на исповеди у пожилой женщины. Эта сцена становится понятна только по надписи: перед зрителем предстаёт священник с закрытыми глазами, в голом интерьере, окружённом несколькими размытыми тенями на заднем плане.

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

И здесь мы обнаруживаем, что внутри так же бело, как и всё остальное вне дома. И люди, пересекающие эту белизну, узнают себя только как чёрные фигуры, как тени в тенях, их очертания размыты в безбрежности. Память в фотографии не позволяет присваивать себе личности, она исключает из своего диктата имена, фамилии и отчества, поэтому не важно, что их теряют и эти фигуры, тем более, что они лишены деталей, все они обречены на ту же анонимность.

Дух этих образов, кажется, заключается в полном отсутствии помпезности, в устранении, в принесении всех необходимых жертв. Степь, как и фотография, показывает, что невозможно постичь пустоту. Свет, который превращается в белое, чтобы говорить только тогда, когда он знает, что нет никого, готового слушать.

Свет степи осознаётся в почти жидком спокойствии, однородном по теням, которые также имеют плоть, кости и жизнь: столкновение между призраками, встречающимися на пути и органичностью их тел, — это естественное столкновение без победителей. Дуализм в чертах людей и животных, кажется, встряхивает сознание в пользу простого принятия любого состояния, что, по-видимому, и является позицией тех, кто живёт в этих местах.

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Это тени, которые месят грязь, поедают пойманную утром рыбу, у которых каждый миг перед глазами бескрайняя почва и они смотрят на неё, будучи в состоянии охватить гораздо большую её часть, чем нам позволяет фотодокументация. По этой причине кажется естественным видеть тёмную фигуру на холме, стоящую на лошади. Если для нас это может быть зрелищем, то для детей степи — это естество свободы.  Детей степи, которые знают, что даже если они упадут, их подхватит сама бесконечность, породившая их.

Поскольку Фестиваль этической фотографии, как заявляет его координатор Альберто Прина, ориентирован на выявление и распространение системы ценностей через фотографическую среду, работа Миши Масленникова напоминает зрителям о гипотезе существования, направленного исключительно на жизнь, лишённую амбиций; напоминает, что то, что живёт в бесконечном, делает это медленно, участвуя временно в том, что степь обозначает пространственно. Дети-тени степи — это зёрна её собственного продолжения, её смертное свидетельство: не важно, почему и как это существует, но достаточно отметить его сопротивление, чтобы убедиться в возможности альтернативы всему остальному.

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Имеется ритм, который не нуждается в артикуляции, и который на подсознательном уровне пронизывает ощущением жизни, когда жизнь совпадает с базилярностью существования. Глядя на эти образы, осознаёшь очевидность бытия, возможность бессознательного участия в пространстве и времени. По этой причине, в некоторых изображениях Масленникова горизонт полностью исчезает. Чтобы отменить представление о горизонте, то есть линии, которая показывает нам, где отделяется земля от неба, в фотографии необходимо решить, смотреть ли только на небо или полностью на землю. Таким образом, чтобы постичь бесконечность степи, иногда необходимо смотреть только на неё, отказываясь от представления о небе, которое не может над ней господствовать, а также от конкретного и созерцательного горизонта.

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Такой простор земли и жизнь, которая на них протекает, предлагают тем, кто вступает в него, задумчивый жест понимания, естественного приветствия, хотя, сразу же предупреждает о глубокой строгости, которая будет доминировать над каждым их видением, о взгляде, которому суждено колебаться только между преимущественно пустыми пространствами.

Степь, как и человек, с которым можно познакомиться по надписи: «Всего в нескольких метрах за забором открывается бескрайняя степь». Для остальных он предстанет как тень, способная лишь смотреть на нас своими глазами, и которая всегда будет опережать нас.

Адаптивный перевод
Лида Литвинова


«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

новости

«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

World Report Award 2022

'World.Report Award | Documenting Humanity 2022'. Шорт-лист категории «Мастер» премии World Report Award.
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Альбом ФотоТОП 2021

«Альбом ФотоТОП 2021» В воскресенье, 12 сентября, в 19 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация альбома...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ФотоТОП 2021

«Документальная фотография Творческого Союза ноГа». Встреча с Мишей Масленниковым в рамках выставки современной...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ФотоКрок 2021

«Документальная фотография Творческого Союза ноГа». Встреча с Мишей Масленниковым в рамках Международного фестиваля...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ZEKE Award 2021

«Премия ZEKE 2021 в области документальной фотографии». Объявлены победители премии ZEKE 2021.
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

LensCulture 2021

'LensCulture Art Photography Awards 2021'. Объявление победителей премии LensCulture 2021 в области художественной...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

The Calvert Journal 2020

'How one photographer swapped priesthood for a life shooting Russia’s spiritual landscapes'
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Один к одному 2020

«Один к одному» Книга «Один к одному» является совместным благотворительным издательским проектом Благотворительного...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Голос России в Лондоне 2012

«Моя фотография — это история моей жизни» На сайте радиостанции «Голос России в Лондоне» опубликовано...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Strong Man 2012

Серия «Потерянный мир» В журнале «Strong Man» № 11, 2012 (стр.76-87) опубликована серия работ Миши Масленникова...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ЕКБ.Собака.ru 2012

Полная версия интервью, взятое в мае 2012 года, в Екатеринбурге, на открытии персональной выставки «3...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

EXPO 2012

«Живой океан и прибрежная зона». Победители премии в области художественной фотографии ЭКСПО-2012. Журнал «Наука...
«Миша Масленников, фотографирующий степь». Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Immemory 2022

Интервью с Мишей Масленниковым опубликованоe в Immemory, независимом лондонском журнале, посвящённом обмену...

Doppiozero 2022

'Misha Maslennikov, photographing the steppe'
Review of the Don Steppe exhibition in Doppiozero magazine
Columnist by Carola Allemandi

Ho scoperto la fotografia e lo sguardo di Misha Maslennikov durante il festival di fotografia etica a Lodi, quest’anno. Era stato esposto il lavoro “The Don Steppe”, riassunto in sole 14 immagini. L’occhio di Misha vede ciò che non si può dire, e rende visibili quegli elementi originari da cui l’uomo stesso deriva: lo spazio, l’infinito, il bianco, l’ombra. Grazie a una pulizia formale e una raffinatezza nelle inquadrature che gli sono proprie, pare compiere il suo gesto profetico con leggerezza incomprensibile, quasi angelica. L’infinito spazio che gli uomini che vivono nella steppa hanno negli occhi e portano in giro con sé rivive e si riflette nelle immagini che Misha cattura per fissarle per sempre.

Il bianco e nero e la sintesi estrema sono gli strumenti compositivi che maggiormente risuonano nel suo modo di fotografare, rendendo le immagini delle vere e proprie casse di risonanza capaci di creare un’eco infinita, riuscendo a colmare coi suoi riverberi lo spazio vuoto e sterminato che gli si stende attorno.

Carola Allemandi / Torino, Italia,www.instagram.com/carolallemandi

Misha Maslennikov, photographing the steppe

Carola Allemandi

Read the original Italian article

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Russia is widely understood today as a complex and tragic theatre, the epicentre of a clash that we still have difficulty in placing and rationalising. This is why noticing a different Russia, portrayed a decade ago, provokes the effect of a temporal and spatial displacement. The work The Don Steppe by Misha Maslennikov, now on show in Lodi for the Festival of Ethical Photography, underlines the term, makes one realise: of a reality, a space, a condition of life. The Russian steppe is synonymous with infinity, for Maslennikov, and in order to define infinity it is necessary to set limits on the horizon that make one realise the spatial scope that lies before us.

Men — a few — houses, trees and horses are the characters of an age-old tale, the true survivors of history, the bearers of the meaning of what one reads in Chekhov, or in Leskov: in the house of the man marked by the fatigue of work who, as the caption says, is preparing a tea as is customary with guests, one can expect without too much astonishment a liturgical iconostasis, and understand that time can indeed stop and ignore what happens in the one granted to everyone else. The work, displayed here in just 14 images, comprises black-and-white shots taken around 2010 visibly in film, given the happy grain of the prints.

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

To meet a man from the steppe is to embrace his extension in a few moments — by simple and immediate proportion — as the lady with her arms outstretched with a smile worthy of Lartigue seems to want to tell us; and if it is true that with photography it has become possible to demonstrate the existence of the moment — of the instant that is present and memorable, concrete and sharable — it is then true that infinity can be conceived in the instant and thus imprinted, expressed, communicated.

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Entering the steppe, rather than the cold, what prevails seems to be pure white — necessarily camouflaged in grey in the prints — that neutral symbol to which one must get used even when one reaches the Don, totally covered in snow. The white of the steppe — be it snow or sky — becomes in this way a worthy sepulchral instrument, a true arbiter and prophet, capable of burying even that which until yesterday seemed a familiar element. This is perhaps the sense of a work so immune to words — language hardly competes with true vastness — and of images so quiet and taciturn: white becomes aphasic, like those who see it and those who live in it.

Operating by synthesis, photography continuously imposes a sacrifice; in it, easy assertions are annulled, if assertions remain: it implies discarding the whole of reality so that only a fragment of it survives, and that it will look more like the shred of a body that is picked up after being thrown to the lions. This is how the inhabitants of the steppe appear, survivors of the general flow that has swallowed up a large part of a world they seem not to know, living in a state of blissful separation from the rest, doubly survivors in these images.

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Maslennikov enters the steppe as those before him did the desert, and in the steppe even children can be totems buried, this time not by snowy white but by water, when the temperature allows it to continue to exist.

The child looks and is silent with a mouth that cannot be seen, covered like the whole earth; the mouth of the earth are its taciturn inhabitants, covered by white and work; and those of those who wake up every day from that white and in the steppe, are daily pasques, like Rimsky-Korsakov’s Great Russian Easter one, but for which no angel will cry 'He is risen!

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Entering the limitless place can justifiably make what one encounters appear like glimmers and mirages, like the wagon carrying wood or the stairs leading to the river, or the rare human figures that, like mirrors, remind us how from the outside we too, dispersed there, appear. It is curious to note that in the journey across the steppe to which Maslennikov leads us, in rare cases we enter the shelter of some dwelling: for tea, as we have already seen, to eat, or to attend the confession of an old woman. This scene is understood through the caption alone, as the viewer of the image encounters a priest with his eyes closed, in a bare interior surrounded by a few blurred shadows in the background.

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Thus we discover that the interior of the houses is as white as the rest left outside, and the men who pass through that whiteness are only recognisable as black figures, shadows in the shadows, their outlines blurred into immensity. Memory, in photography, does not allow identities to be appropriated, it excludes names, surnames and patronymics from its dictate, and so it is not important to know that this is also lost on those bodies, all the more so because they are devoid of details, even though they are all destined to the same anonymity.

The spirit of these images seems to reside in the total absence of pomp, in the elimination, in having made all the necessary sacrifices: the steppe, like photography, imposes on the gaze a method of synthesis, to the point of being able to conceive emptiness, the light that transforms itself in the white to speak only when it knows that there is no one ready to listen.

The light of the steppe is conscious in an almost liquid calm, uniform on the shadows that also have flesh, bones and life: the clash between the spectres one comes across while walking and the organicity of their bodies is a natural clash with no winners, the duality of men and animals seems to shake the consciousness in favour of a simple acceptance of every condition, which then seems to be the attitude of those who live in these places.

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

They are shadows walking in the mud, eating the fish caught in the morning, who every moment have the endless ground before their eyes, and who look at it, being able to embrace far greater portions of it than we are allowed with photographic documentation. That is why it seems natural to see a dark figure on the hillside standing on a horse, which if it can be synonymous with spectacle for us, is one of natural freedom for the children of the steppe, who know that even if they were to fall, they would be picked up by the very infinity that generated them.

Since the Festival of Ethical Photography, as its coordinator Alberto Prina states, has as its objective the identification and dissemination of a system of values through the medium of photography, Misha Maslennikov’s work reminds the audience of the hypothesis of an existence solely aimed at life, devoid of ambition; it reminds us that in the infinite what lives does so slowly, participating temporally in what the steppe means spatially. The steppe’s shadow-children are the grain of its own extension, its mortal testimony: it is not important to establish the why or how of this existence, but it is enough to note its resistance to convince oneself of the possibility of an alternative to everything else.

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

There is a rhythm that does not need to be marked, and that permeates the subterranean sense of living when living coincides with the basilarity of existence. More than of its values, looking at these images, one realises, even before the obviousness of living, the possibility of an unconscious participation in a space and time. This is why, in some of Maslennikov’s images, the horizon disappears completely: in order to cancel out the idea of the horizon, that line that shows us where earth and sky separate, in photography we need to decide whether to look totally towards the sky, or totally towards the earth. Thus in order to be able to comprehend the infinity of the steppe it is sometimes necessary to look only at it, abandoning the idea of a sky that cannot overlook it, as well as no concrete and contemplative horizon.

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Such an expanse of land and the life that endures on it offers those who enter it a thoughtful gesture of understanding, of natural welcome, although it immediately warns of the profound rigour that will dominate their every vision, of the gaze that will be destined to oscillate only between predominantly empty spaces.

The steppe, like the man with whom the caption “Only a few metres beyond the fence, the infinite steppe opens up”. For the rest, he will appear as a shadow only capable of looking at us with his eyes, and who will always precede us.

Translation from Italian
Valerio Iglio


Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

news

Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

World Report Award 2022

'World.Report Award | Documenting Humanity 2022'. Shortlist of the Master category of the World Report Award.
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Album PhotoTOP 2021

'Album PhotoTOP 2021' On Sunday, September 12th, at 19 in the Gallery of Classical Photography Gallery there will...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

PhotoTOP 2021

“Documentary photography of the Noga Creative Union”. Meeting with Misha Maslennikov in the framework of the...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

FotoKrok 2021

'Documentary photography of the Noga Creative Union'. Meeting with Misha Maslennikov as a part of the International...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

ZEKE Award 2021

'2021 ZEKE Award for Documentary Photography'. Winners of 2021 ZEKE Award Announced.
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

LensCulture 2021

'LensCulture Art Photography Awards 2021'. Announcing the 2021 LensCulture Art Photography Award Winners! Discover...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

The Calvert Journal 2020

'How one photographer swapped priesthood for a life shooting Russia’s spiritual landscapes'
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

One for one 2020

'One for one' The book “One to One” is a joint charity publishing project of the “Children’s Hearts” Charity...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

The Voice of Russia UK 2012

'My photography is a story of my life' 'The Voice of Russia' radio in London webpage has published an autobiographic...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Strong Man 2012

Series: 'The Lost Universe' The magazine “Strong Man” # 11, 2012 (pp. 76-87) published a series of works by Misha...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

EKB.Sobaka.ru 2012

Полная версия интервью, взятое в мае 2012 года, в Екатеринбурге, на открытии персональной выставки “3 Окраины” и...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

EXPO 2012

'The Living Ocean and Coastal Zone'. Winners of EXPO 2012 Fine Art Photography Prize. Nauka i Zhizn magazine and the...
Misha Maslennikov, photographing the steppe. Misha Maslennikov. Documentary photography

Immemory 2022

An interview with Misha Maslennikov published in Immemory, a London based independent magazine devoted to sharing...