Immemory 2022

Интервью с Мишей Масленниковым опубликованоe в Immemory, независимом лондонском журнале, посвящённом обмену искусством и культурой.

Descubrir el trabajo fotográfico de Misha ha sido toda una sorpresa, me ha llevado a diferentes partes de mis recuerdos.
Mi primera impresión fue sentir que estaba viendo fotogramas de Andrei Rublev o algún film de Bela Tár, el uso de las luces y los contrastes, lo humano de su mirada me han atrapado inmediatamente.

Misha es un excelente observador que plasma una cultura que para mí, es muy lejana. Mediante su fotografía ha logrado transportarme a esa parte del mundo que tanto he consumido en películas y literatura. Estoy muy agradecida por la oportunidad de entrevistarlo y por tan magnífico trabajo.

María Belén / London, England,instagram.com/immemorymag

Интервью с Мишей Масленниковым

Обязательный вопрос, как Вы начали заниматься фотографией?

На этот вопрос можно было бы ответить просто: случайно, спонтанно, непреднамеренно… Однако, путь к фотографии, в моём случае, оказался долгим и извилистым. С богатым багажом в области прикладных изобразительных искусств, художественного образования, а также обучения на богословско-пастырском факультете в Свято-Тихоновском университете, я всякий раз пускался в длительные путешествия по удалённым от цивилизации глухим деревням, северным монастырям и таёжным скитам, в поисках определённого смысла своей будущей жизни. Моё осознание собственного пути темпорально трансформировалось с завидным постоянством, и в тот момент, когда мне исполнилось 40 лет, в моих руках впервые оказалась любительская камера. По результатам проявленной плёнки судьба быть фотографом-документалистом исполнилась неизбежностью.

Черно-белый цвет в ваших работах — это эстетический выбор или за этим стоит нечто большее?

В своём творчестве я предпочитаю использовать аналоговые технологии. Проявка чёрно-белой плёнки и печать, на сегодняшний момент, доступны как в домашних условиях, так и в качественных лабораториях, в отличие от цветных процессов. Но это лишь техническая сторона вопроса. В чёрно-белой фотографии мне видится параллельное прочтение реальности, где моментально зафиксированная действительность превращается в иконический образ, который отражает подлинную глубину и суть вещей. Нисколько не умаляя ценности цветной фотографии, мои предпочтения остаются в зоне стохастического форматирования галоидов серебра.

Как Вы строите свою работу? Как Вы выбираете, что фотографировать?

С одной стороны, как считают мои близкие, будучи законченным перфекционистом, к любой работе, особенно, касаемо творческих изысканий, я подхожу, в значительной степени, основательно. Всё начинается с идеи и мысли о предстоящем путешествии, виртуального ознакомления с существующим материалом на выбранную тему, изучения особенностей и традиционного уклада жизни людей, с которыми мне предстоит встретиться и последующей коррекции сюжетной линии на местности. Безусловно, как независимый фотограф, тему предстоящей съёмки я выбираю сам. Иногда, меня зовут и приглашают в гости люди, которые, как мне кажется, с особым трепетом относятся к истории своего края и к современной жизни, которая, в свою очередь, для них имеет немаловажное значение и также может стать Историей. Наверное, в моих работах они видят это откровение и я надеюсь, искренность. Как правило, мой выбор крайне деликатен, однако, я не перестаю удивляться подаркам судьбы. Ведь то, что я планировал задолго до поездки, и пусть даже спонтанно, на месте может в корне поменяться. И в этом смысле, конечный результат неумолимо превращается в мистический опыт. Поэтому, уже с другой стороны ответа на вопрос, я должен быть всегда готовым к встрече с чем-то необыкновенным, незапланированным. Словом, готовым к встрече с Чудом.

Вы заранее обдумываете свои снимки или фотографируете интуитивно?

В моём понимании весь фотографический процесс можно разделить на три равноценные части. Как человек, хотелось бы верить, здравомыслящий, я осознаю скоротечность времени, отпущенного мне для создания законченных и полноценных проектов. Поэтому, на начальном этапе я, разумеется, планирую и готовлюсь к съёмке. Мысли о предстоящей поездке практически полностью поглощают и нивелируют остальные вопросы быта в текущей жизненной ситуации.

Закономерно и другое, в тот момент, когда я попадаю на место и достаю камеру, вся предварительная суета куда-то испаряется. Мозг отключается, лишь оставляя место жизненно необходимым факторам, например, чтобы не споткнуться — иногда смотреть под ноги… Во время съёмки начинает в полной мере работать сердце. И оно бьётся в такт происходящему перед глазами и в видоискателе моего фотоаппарата. Всё, что естественно, ненадуманно, реалистично и документально, отражается в кадре и остаётся на плёнке. Всё лишнее, несущественное, отсеивается. Пожалуй, интуитивным фотографом могу считать себя в той мере, что не нажимаю кнопку спуска лишний раз. Экономлю кадры плёнки.

В заключительной части формирования проекта, при отборе сюжетов достойных к показу, включаются оба свойства: разум и интуиция. Где интуиция отвечает за качество и красоту, а разум за содержание, идею, месседж.

Какая часть фотографического процесса Вас интересует больше всего?

Промежуточная. Меня всегда привлекала дорога. Дорога, ведущая далеко-далеко. Условно, можно сказать, к месту будущей съёмки. Я не знаю, что меня ждёт впереди, но воодушевление, настрой и готовность встречи с чем-то необыкновенным в эмоциональном плане, для меня гораздо выше, нежели непосредственный поиск незаурядной ситуации или эффектного кадра. Когда я возвращаюсь домой, пройдёт ещё некоторое время, пока я не проявлю плёнку и не увижу отснятый материал. И это время также наполняет мою жизнь особым ощущением, предвосхищением возможного чуда, которое, как мне кажется, должно произойти. Наконец, сама история, уже в отпечатках, фотографиях, которые освежают память и дополняются рассказом из записей и пометок моего полевого блокнота.  С этими историями о людях я живу и буду ещё долго жить и размышлять о фотографическом процессе, как о важном, в данный период, и не бессмысленном существовании.

Важна ли философия в вашей работе?

Как я уже говорил ранее, важнее размышления в моей работе — чувства. Поэтому философия и жизненные установки отходят на второй план. Сиюминутная реакция, живой опыт сопричастности событию, желание неискаженного воспроизведения происходящего, свидетелем которого ты являешься… Безусловно, у меня есть собственное видение и понимание, вернее, интерпретация реальности. Но мы не в состоянии молниеносно переформатировать наше сознание, столкнувшись с чем-то, не входящим в привычные каноны нашего восприятия действительности. Как в таком случае не исказить то настоящее, чему являешься свидетелем? Достаточно ли времени и опыта, чтобы представить материал не терпящий иного прочтения, как только того единственного, что излучают и повествуют сами герои изображений? Если и присутствует философия в моей практике, то лишь как вспомогательная функция на завершающем этапе итоговой сборки проекта. Чем бы я мог руководствоваться в этом процессе? «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом — звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас», — так сказал великий философ Иммануил Кант. И это одна из немногих максим с которой я безоговорочно соглашаюсь в контексте данного вопроса.

Кто оказал на Вас влияние?

Боюсь, этот список будет слишком длинным. Потому что изначально я получал художественное, а затем богословское образование, и в очень жёстком сокращении, вынужден упомянуть Михаила Врубеля и Павла Флоренского. Однако, если приблизиться к профильной теме данного интервью, постараюсь выделить ряд имён, имевших особое значение для моего фотографического видения и становления. Куратором моей первой персональной выставки стал выдающийся фотограф-пикториалист Георгий Колосов. Он первым из известных мастеров оценил моё творчество и дал путёвку в фотографическую жизнь. Также, на начальном этапе, благодаря личному знакомству и живому общению, значительное влияние на моё отношение к эстетике и смысловой нагрузке визуального ряда, оказали Владимир Соколаев, Валерий Щеколдин, Александр Щемляев, Владимир Сёмин и Александр Слюсарев. Однажды мне посчастливилось встретиться с Йозефом Куделкой, когда он приезжал в Москву. Ранее его работы, в частности Цыганский цикл, произвели на меня неизгладимое впечатление. Пожалуй, я хотел бы выделить ещё одного представителя чешской школы фотографии, который также приоткрыл мне дверь в документалистику. Это Йиндржих Штрейт. Из прибалтийской школы фотографии наиболее близок мне по духу Ромуальдас Ракаускас. И как бы мне не хотелось перечислять и приводить в пример другие известные и славные имена моих современников, коих я искренне люблю и восхищаюсь их творчеством, остановлюсь на двух фотографах, чей визуальный язык и содержание работ бьют в унисон с моим представлением о фотодокументалистике на сегодняшний день. Первый номер — Марко Песарези, итальянский фотограф с пронзительной судьбой и поэтическим наследием. И поскольку я придаю особое значение женскому взгляду в изобразительном искусстве, вторым номером в моём пантеоне фотографов-документалистов выступает француженка Лиз Сарфати. И это далеко не полный список. Я продолжаю открывать для себя новые имена и напитывать глаза просмотром фотографий ранее известных авторов. Это целый Мир.

Считаете ли вы свою работу политической?

Мне кажется, это просто невозможно. Судите сами. Моё неизменное фотографическое кредо — документалистика. В отличие от репортажной съёмки, запечатлевающей сиюминутное событие, которое может быть интерпретировано в угоду редакции с любым политизированным знаком, как положительным для одной стороны, так и отрицательным  для другой, мои серии работ отражают безвременные сюжетные линии. Как правило, это долговременные проекты о жизни простых людей без какой-либо идеологической окраски. Традиционный уклад, устойчивые бытовые отношения, естественные радости и печали, атрибутированные в образах и отпечатанные в вековой истории. И я надеюсь, что таковыми они останутся в Истории с большой буквы. Однако, я стараюсь добавлять повествование к визуальному ряду, где текст лишь расшифровывает характерные особенности освещаемой темы. Деликатное, или лучше сказать, бережное отношение к тексту —  это залог правдивого рассказа с проникновенным содержанием. В этом смысле я руководствуюсь достаточно убедительным изречением французского философа Жана Бодрийара, который также увлекался фотографией и превосходно разбирался в ней. «Изображение должно говорить само за себя. Идеальным здесь было бы абсолютное молчание. Любой комментарий перегружает и искажает образ. Но люди, как правило, не довольствуются одним изображением: им нужен текст, комментарий, дискурс. Однако существует и обратная связь изображения и текста. Они находятся в постоянном взаимодействии. Сначала это отторжение, взаимоисключение, потом приходит своего рода сообщничество.»

Подводя итог, хочу отметить, что лично мне, как человеку, ближе интуитивизм Николая Лосского и космополитизм Максимилиана Волошина. Исходя из этого, моя фотография не приемлет никакой политической позиции, кроме того факта, что она сделана русским фотографом по происхождению.


беседовала и записала
Мария Белен

перевод на английский
Максимилиано Синковец
Берти Дуглас


Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

новости

Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Doppiozero 2022

«Миша Масленников, фотографирующий степь» Рецензия на выставку «Донская степь» в журнале Doppiozero Колумнист —...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

World Report Award 2022

'World.Report Award | Documenting Humanity 2022'. Шорт-лист категории «Мастер» премии World Report Award.
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Альбом ФотоТОП 2021

«Альбом ФотоТОП 2021» В воскресенье, 12 сентября, в 19 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация альбома...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ФотоТОП 2021

«Документальная фотография Творческого Союза ноГа». Встреча с Мишей Масленниковым в рамках выставки современной...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ФотоКрок 2021

«Документальная фотография Творческого Союза ноГа». Встреча с Мишей Масленниковым в рамках Международного фестиваля...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ZEKE Award 2021

«Премия ZEKE 2021 в области документальной фотографии». Объявлены победители премии ZEKE 2021.
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

LensCulture 2021

'LensCulture Art Photography Awards 2021'. Объявление победителей премии LensCulture 2021 в области художественной...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

The Calvert Journal 2020

'How one photographer swapped priesthood for a life shooting Russia’s spiritual landscapes'
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Один к одному 2020

«Один к одному» Книга «Один к одному» является совместным благотворительным издательским проектом Благотворительного...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Голос России в Лондоне 2012

«Моя фотография — это история моей жизни» На сайте радиостанции «Голос России в Лондоне» опубликовано...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

Strong Man 2012

Серия «Потерянный мир» В журнале «Strong Man» № 11, 2012 (стр.76-87) опубликована серия работ Миши Масленникова...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

ЕКБ.Собака.ru 2012

Полная версия интервью, взятое в мае 2012 года, в Екатеринбурге, на открытии персональной выставки «3...
Интервью с Мишей Масленниковым. Миша Масленников. Документальная фотография. Одесса

EXPO 2012

«Живой океан и прибрежная зона». Победители премии в области художественной фотографии ЭКСПО-2012. Журнал «Наука...

Immemory 2022

An interview with Misha Maslennikov published in Immemory, a London based independent magazine devoted to sharing arts and culture.

Descubrir el trabajo fotográfico de Misha ha sido toda una sorpresa, me ha llevado a diferentes partes de mis recuerdos.
Mi primera impresión fue sentir que estaba viendo fotogramas de Andrei Rublev o algún film de Bela Tár, el uso de las luces y los contrastes, lo humano de su mirada me han atrapado inmediatamente.

Misha es un excelente observador que plasma una cultura que para mí, es muy lejana. Mediante su fotografía ha logrado transportarme a esa parte del mundo que tanto he consumido en películas y literatura. Estoy muy agradecida por la oportunidad de entrevistarlo y por tan magnífico trabajo.

María Belén / London, England,instagram.com/immemorymag

Interview with Misha Maslennikov

A mandatory question, how did you start with photography?

This question could be answered simply: accidentally, spontaneously, unintentionally… However, the road to photography, in my case, was long and winding. Rich in applied arts and fine arts education, as well as in theological and pastoral education at the St. Tikhon’s University, I always set out on long journeys to remote and isolated villages, northern monasteries and Taiga in search of the meaning of my future life. My awareness of my own path temporally transformed with enviable consistency, and at the moment when I was 40, I got my first amateur camera in my hands. As the results of the film developed, my destiny to be a documentary photographer was fulfilled inevitably.

Is the black and white in your work an aesthetic choice or is there more to it?

I prefer to use analogue technology in my work. Black and white film developing and printing is currently available both in the home and in quality laboratories, unlike colour processes. But that’s just the technical side of things. In black and white photography I see a parallel reading of reality, where momentarily recorded reality becomes an iconic image that reflects the true depth and essence of things. Without in any way diminishing the value of colour photography, my preference remains in the area of stochastic silver halide formatting.

How do you construct your work? How do you choose what to photograph?

On the one hand, as a perfectionist, I approach every job, especially the creative ones, with a great deal of thoroughness, as those around me would have you believe. It all starts with an idea and a thought about the forthcoming journey, a virtual acquaintance with the existing material on the chosen theme, a study of the features and the traditional lifestyle of the people I will meet and the subsequent correction of the storyline on the ground. Of course as an independent photographer I choose the topic of the upcoming shoot myself. Sometimes I am invited by people who seem to me to be particularly sensitive to their local history and contemporary life, which in turn is of great importance to them and can also become History. I guess they see this revelation and I hope sincerity in my work. As a rule, my choices are extremely delicate, however, I never cease to be amazed at the gifts of fate. After all, what I had planned well in advance of a trip, even spontaneously, can change dramatically on the spot. And in this sense, the end result inexorably turns into a mystical experience. Therefore, already on the other side of the answer to the question, I must always be prepared to encounter something extraordinary, unplanned. In short, ready to meet the miracle.

Do you pre meditate your pictures or photograph intuitively?

In my mind, the entire photographic process can be divided into three equal parts. As a person, I would like to believe, I have good judgement, I am aware of the short time available for me to create complete and complete projects. Therefore, at the initial stage, of course, I plan and prepare for the shoot. Thoughts of the forthcoming trip almost completely absorb and level out other matters of everyday life in my current life situation.

Another legitimate thing is that the moment I get on location and pull out my camera, all prior fuss evaporates somewhere. The brain goes off, leaving only space for vital factors, like avoiding tripping — sometimes looking under your feet… The heart goes into full gear during filming. And it beats in time with what’s in front of my eyes and in my camera’s viewfinder. All that is natural, unfeigned, realistic and documentary is reflected in the frame and stays on the film. Everything superfluous, unimportant is eliminated. I can consider myself an intuitive photographer to the extent that I don’t press the shutter too many times. I save frames on film.

In the final phase of project development, when selecting subjects worthy of display, both senses and intuition come into play. Where intuition is responsible for quality and beauty, and reason for the content, the idea, the message.

What part of the photographic process interests you the most?

Intermediate. I’ve always been drawn to the road. The road that leads far, far away. Conventionally, you could say, to a future shoot. I don’t know what lies ahead, but the excitement, the mood and the willingness to meet something extraordinary emotionally is far more important to me than just finding the perfect situation or shot. When I get home, it’s going to be a while before I can develop the film and see the footage. And that time also fills my life with a special feeling, a foretaste of a possible miracle which I think is about to happen. Finally, the story itself, already in prints, photographs that refresh my memory and are complemented by the narration from my field notebook entries and notes. With these stories of people I live and will live for a long time to come and reflect on the photographic process as an important, in this period, and not a meaningless existence.

Is philosophy important in your work?

As I’ve said before, what’s more important than thinking in my work is feeling. That’s why philosophy and attitudes in life take second place. A momentary reaction, a lived experience of being involved in an event, the desire for an undistorted reproduction of what you are witnessing… Of course I have my own vision and understanding, or rather my own interpretation of reality. But we are not able to reformat our consciousness at lightning speed when confronted with something that does not fit into the usual canons of our perception of reality. How then not to distort the present you are witnessing? Is there enough time and experience to present a material that tolerates no other reading than that which is emitted and narrated by the characters of the images themselves? If there is a philosophy in my practice, it is only as an auxiliary function in the final stage of the final assembly of the project. What would guide me in this process? “Two things in the world fill my soul with sacred awe — the starry sky overhead and the moral law within us.” — So said the great philosopher Immanuel Kant.  

Who have been your influences?

I’m afraid this list will be too long. Because I was originally trained as an artist and then as a theologian, and in a very abbreviated way, I have to mention Mikhail Vrubel and Pavel Florensky. However, if I come closer to the subject matter of this interview, I will try to single out a number of names which were particularly important for my photographic vision and formation. The curator of my first solo exhibition was the eminent Pictorialist photographer Georgy Kolosov. He was the first known photographer to appreciate my work and give me a start in my photographic life. Also, at the initial stage, thanks to personal acquaintance and lively communication, Vladimir Sokolayev, Valery Shchekoldin, Alexander Shchemliaev, Vladimir Syomin and Alexander Sliussarev have influenced my approach to aesthetics and semantic content of visuals. I was once lucky enough to meet Josef Koudelka when he visited Moscow. Previously his works, notably the Gypsy Cycle, have made an indelible impression on me. Perhaps I would like to single out another representative of the Czech school of photography, who has also opened the door to documentaries. Jindřich Štreit. The closest person to me from the Baltic school of photography is Romualdas Rakauskas. And as much as I would not like to name and cite other famous and respected names of my contemporaries, whom I sincerely love and admire, I will focus on two photographers whose visual language and work content is in unison with my current understanding of photodocumentary work. Number one is Marco Pesaresi, an Italian photographer with a piercing destiny and poetic legacy. And as I attach particular importance to the female gaze in the visual arts, number two in my pantheon of documentary photographers is the Frenchwoman Lise Sarfati. And this is by no means an exhaustive list. I keep discovering new names and keep my eyes watered by looking at photographs by previously known authors. It’s a whole World.

Do you feel that your work is political?

I think it’s just not possible. Judge for yourself. My constant photographic credo is documentary. Unlike reportage that captures a momentary event, which can be interpreted in editorial ways with any politicized label, be it positive for one side or negative for the other, my series of works reflect timeless storylines. They are usually long-term projects about the lives of ordinary people without any ideological overtones. Traditional routines, stable everyday relationships, natural joys and sorrows, attributed in images and imprinted in centuries of history. And I hope that they will remain so in History with a capital letter. However, I try to add narrative to the visuals, where the text merely deciphers the salient features of the subject matter covered. A delicate, or should I say careful, treatment of the text is the key to a truthful story with heartfelt content. In this sense, I am guided by a rather convincing dictum of the French philosopher Jean Baudrillard, who was also fond of photography and had an excellent grasp of it. “The image must speak for itself. The ideal here would be total silence. Any commentary overwhelms and distorts the image. But people, as a rule, are not satisfied with the image alone: they need text, commentary, discourse. However, there is also a reciprocal relationship between image and text. They are in constant interaction. At first it’s rejection, mutual exclusion, then comes a kind of companionship.”

To summarize, I would like to note that for me personally, as a human being, the intuitionism of Nikolay Lossky and the cosmopolitanism of Maximilian Voloshin are closer. Proceeding from this, my picture does not accept any political position, apart from the fact that it was made by a Russian photographer by birth.

interviewed and recorded
María Belén

translation into English
Maximiliano Sinkovec
Bertie Douglas


Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

news

Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

Doppiozero 2022

'Misha Maslennikov, photographing the steppe' Review of the Don Steppe exhibition in Doppiozero magazine Columnist...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

World Report Award 2022

'World.Report Award | Documenting Humanity 2022'. Shortlist of the Master category of the World Report Award.
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

Album PhotoTOP 2021

'Album PhotoTOP 2021' On Sunday, September 12th, at 19 in the Gallery of Classical Photography Gallery there will...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

PhotoTOP 2021

“Documentary photography of the Noga Creative Union”. Meeting with Misha Maslennikov in the framework of the...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

FotoKrok 2021

'Documentary photography of the Noga Creative Union'. Meeting with Misha Maslennikov as a part of the International...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

ZEKE Award 2021

'2021 ZEKE Award for Documentary Photography'. Winners of 2021 ZEKE Award Announced.
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

LensCulture 2021

'LensCulture Art Photography Awards 2021'. Announcing the 2021 LensCulture Art Photography Award Winners! Discover...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

The Calvert Journal 2020

'How one photographer swapped priesthood for a life shooting Russia’s spiritual landscapes'
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

One for one 2020

'One for one' The book “One to One” is a joint charity publishing project of the “Children’s Hearts” Charity...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

The Voice of Russia UK 2012

'My photography is a story of my life' 'The Voice of Russia' radio in London webpage has published an autobiographic...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

Strong Man 2012

Series: 'The Lost Universe' The magazine “Strong Man” # 11, 2012 (pp. 76-87) published a series of works by Misha...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

EKB.Sobaka.ru 2012

Полная версия интервью, взятое в мае 2012 года, в Екатеринбурге, на открытии персональной выставки “3 Окраины” и...
Interview with Misha Maslennikov. Misha Maslennikov. Documentary photography

EXPO 2012

'The Living Ocean and Coastal Zone'. Winners of EXPO 2012 Fine Art Photography Prize. Nauka i Zhizn magazine and the...